Исследование читателей художественных профессий
В РГБИ реализуется проект, целью которого является изучение особенностей читательского поведения, специфики запросов представителей творческих профессий и степень их удовлетворенности возможностями специальной библиотеки по искусству. Задача проекта – повышение уровня читательской компетентности и оптимизация форм библиотечного обслуживания через увеличение доступности, количества, качества и разнообразия предоставляемых библиотечных и информационных ресурсов.
Российская государственная библиотека искусств разработала собственные методы продвижения книги и информации, ориентируясь на то, что такой читатель, как режиссер, актер, архитектор, дизайнер, искусствовед, скульптур, график требует индивидуального подхода. Это проявляется в формах «соавторства», сотворчества, совместной работы художника и специалиста-библиотекаря.
Роль чтения лиц творческих профессий, изучаемого в РГБИ в рамках данного проекта, определяется профессиональным характером их чтения в библиотеке. Без освоения и усвоения потенциала, накопленного в культуре, в творчестве предшественников художественный процесс современных авторов невозможен. В этом заключается интеллектуальный аспект использования художниками потенциала библиотеки.
Полагая чтение важнейшим способом освоения базовой культурно значимой информации через профессиональное и обыденное знание, через усвоения и переплавку культурных элементов из запаса прошлого и сведений настоящего, невозможно создавать произведения искусства. РГБИ стала местом творческого общения деятелей культуры, авторов и творческих работников из самых разных сфер. Подход к творческой личности проистекает из понимания культурной функции РГБИ.
Библиотека создавалась в 1922 году как творческая лаборатория, ее отличает наличие подразделений, не характерных для большинства библиотек не только у нас в стране, но и за рубежом. От информационного обеспечения и ответов на фактографические вопросы до научных консультаций по раскрытию исторических реалий – диапазон содействия библиотечных специалистов подготовке художественного процесса. Здесь родилось множество творческих идей, шла работа над созданием выдающихся произведений искусства, арт-объектов, художественных явлений, реализовались замыслы, обогатившие историю отечественной культуры.
Методологической основой изучения читателя творческих профессий становится Федеральная Программа чтения. Библиотека проводит мониторинг читательских характеристик. Необходимо выявить болевые точки в читательском развитии творческой личности, исследование готовности к эффективному использованию современных возможностей библиотеки. Специалисты творческих профессий отличаются от массового читателя не только характером обращения к документам из фондов, они иначе используют информационные ресурсы. Здесь родилось множество творческих идей, шла работа над созданием выдающихся произведений искусства, арт-объектов, художественных явлений, реализовались замыслы, обогатившие историю отечественной культуры.
Целостная система библиотечного мониторинга призвана выявить проблемные читательские группы, устанавливать цели и приоритеты их работы в библиотеке, пути удовлетворения читательских запросов, особенности библиотечных контактов. Изучались категории художественной интеллигенции, представляющей наиболее образованный и активный в настоящее время контингент культурной элиты. К исследованию привлекались разные социальные, образовательные и возрастные срезы творческой российской интеллигенции. Основным объектом анализа стали читатели Российской государственной библиотеки по искусству.
Обследование расширено за счет привлечения пяти организаций, проведено в учебной библиотеке Российской Академии театрального искусства (РАТИ), научной библиотеке-архиве Академического Малого театра, учебной библиотеке АПРИКТа. Для объективности и актуализации результатов исследований прежних лет круг объектов был расширен за счет привлечения читателей Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова.
С учетом специализации и профильной сферы чтения, подлежавшей обследованию, выборка репрезентативна по следующим параметрам: возраст, образование, специальность, творческая активность.
Осуществление мониторинга проведено в форме анкетирования, интервьюирования, создания архива мемуаров художников разной специализации.
Метод анкетирования реализован через создание специальных опросных листов (анкет), позволяющих интегрировать читательские характеристики в целостную картину представлений об уровне и масштабе предпочтений художественной интеллигенции в сфере чтения. Ответы позволили охарактеризовать поведенческие закономерности читателя при пользовании библиотекой, поведение читателя вне библиотеки, выяснить степень удовлетворенности его обслуживанием в специализированной библиотеке.
Исследование проводится через мониторинг пользователей РГБИ. Изучение предполагает три этапа: первый-2007 год, второй- 2008 год, третий – 2009 год.
Этап 2009 года предполагает вопросы, сгруппированные в три группы, позволяющие охарактеризовать «читателя в библиотеке», его мысли «Читатель о библиотеке», «читателя вне библиотеки». Отдельно стоит комплекс вопросов «Что Вы бы изменили в библиотеке?». Характеристику существенно пополняют ответы на вопросы личной библиотеке: есть ли у Вас домашняя библиотека? Каков ее характер? Пополняется ли она сегодня и чем? Используете ли электронные носители для удовлетворения своих запросов? При наличии выбора что предпочтете – печатный источник или электронный?
Проведенный статистический анализ ответов позволяет судить об удовлетворенности читателей фондами библиотеки, ее ресурсами и формами обслуживания. По итогам первых этапов сделаны доклады и публикации.
Расширение объектов исследования произошло благодаря сотрудничеству с Ярославской ОУНБ и Ярославским театральным институтом. В 2011 и 2014 гг. были проведены следующие этапы исследования. Была привлечена была московская студенческая аудитория, в частности, студенты 4-ого курса МосГУ.Основное внимание в ходе мониторинга 2014 года было уделено информационной составляющей в работе РГБИ.
Анкеты составлялись для исследования удовлетворенности пользователей, анализа их мнения о качестве и доступности ресурсов в РГБИ, о работе сервисных служб. Особое место занимали методики работы с читателем творческих профессий.
Было прочитано пять докладов на различных конференциях, в т.ч. международных, опубликовано три статьи по итогам изучения читателя, где авторы А.А.Колганова, Е.Г. Хапланова, И.А.Мазурицкая представили анализ профессионального чтения художников, которые с используют и старые фонды, и коллекции современной литературы, периодики и цифровых ресурсов.